Ранее Google, Poynter Institute, MediaWise и YouGov провели опрос среди жителей шести стран мира, представляющих интересы трёх категорий возрастов. Специалисты задавали вопрос: проверяют ли граждане информацию на достоверность. Результаты показали, что фактчекинг — это именно то, что приходится по вкусу более молодому поколению, которое способно искать дополнительные источники информации и сравнивать содержащиеся в них данные.
«Фактчекинг» — что это?
В том, что такое фактчекинг, можно разобраться, разбив слово на две части и переведя их на русский язык. Так fact — «факт», checking — «проверка». Отсюда выходит, что фактчекинг — проверка информации на достоверность благодаря использованию каких-либо источников, признанных правдивыми.
Фактчекинг можно назвать навыком, поскольку благодаря таким умениям человек определяет достоверные источники информации и отличать правду от лжи в информационном пространстве. Поиск информации у такого человека фокусируется в одном направлении, основанном на правдивости данных.
Исследование специалистов
Вернёмся к исследованию, которое провели Google, Poynter Institute, MediaWise и YouGov. Согласно результатам, склонность к проверке информации зависит от возраста. В опросе приняли участие жители Бразилии, Великобритании, Германии, Нигерии, Индии и Японии.
Так, опрос проводили среди представителей трёх поколений: поколение Z (1997–2012 гг. р.), миллениалы Y (1981 — 1996) и поколение X (1965 — 1980). Примечательно, что респонденты, относящиеся к поколениям Y и Z, более склонны к проверке информации.
При этом на собственные навыки полагается только 32 процента из 8,5 тысячи респондентов. Отсюда напрашивается вывод, что чаще всего люди обращаются к проверенным сервисам для фактчекинга.
Кроме того, участники опроса больше всего не доверяют информации из поисковых систем и мессенджеров.
Так, более 30 процентов респондентов анализируют всю первую страницу поиска. В то же время 24 процента открывает несколько вкладок и изменяют ключевые слова при запросе информации. Подлинность изображений, опубликованных в сети, проверяют менее 20 процентов опрошенных.
Как опрошенные определяют правдивость информации?
Результаты показали, что 72 процента опрошенных для подтверждения информации обращаются к данным из проверенных источников и фактам.
При этом 60 процентов опрошенных полагаются на логику — если выводы кажутся им логически завершёнными, то их автоматически считают правдивыми.
Ещё 55 процентов опрошенных полагаются на отклик государственной власти — по их мнению, если информацию предоставило официальное лицо, то данные можно считать верными.
Также 49 процентов любят анализировать биографию автора высказывания — если у него нет конфликта интересов, то информацию можно считать правдивой.
В то же время 39 процентов признались, что сами распространяли дезинформацию.
Мнения поколений о проверке информации
Корреспондент «Победы26» провёл опрос среди представителей разных поколений и удостоверился в статистике. Фактчекинг — это действительно вопрос возраста.
Поколение Z
При этом поколение Z доверяет даже информации, которую размещают в соцсетях и мессенжерах, но при условии, если публикация принадлежит СМИ, журналистам, представителям власти и официальным лицам.
По мнению представителя поколения Z, фактчекинг — это важный «ритуал», который помогает не заплыть в бездну под названием «ложь». По мнению респондента, сейчас важно уметь отличать достоверные сведения от ложных — но это не касается случаев, когда общественные деятели просто высказывают своё мнение.
Миллениалы Y
Своим мнением о фактчекинге поделился и представитель миллениалов Y — Олег рассказал, что так же использует навыки проверки информации, когда получает какую-либо важную (и не только) информацию.
Респондент отмечает, что информацию по важным и интересующим вопросам он всегда перепроверяет — в том числе и по источникам, которые не входят в его личный лист «доверенных». По мнению представителя, такой механизм помогает заметить возможные расхождения и несостыковки, а также больше узнать о ситуации.
Рассылки в мессенджерах представитель миллениалов игнорирует, поскольку считает это одним из способов распространения фейков. По словам эксперта, такой вид информации «легко отличить по отсутствию источника информации — он не упоминается — и эмоциональности изложения».
Тексты на интересующую тему Олег читает внимательно, обращает внимание на логичность повествования и адекватность представленных фактов. Кроме того, спикер всегда критически оценивает данные, прежде чем принять их на веру.
Поколение X
Представители поколения Х отказывались от комментариев, однако один респондент всё же выразил собственное мнение. Как отметил Сергей, в силу возраста и отсутствия навыков он просто не умеет проверять информацию. Кроме того, он не видит смысла в верификации данных, потому что так было заведено раньше.
Проверка информации — это всегда важно и необходимо, особенно в век стремительно развивающихся технологий. Развивать навыки фактчекинга следует каждому человеку — иначе информационная безопасность может оказаться под угрозой.