День железнодорожника-2021: история праздника от XIX века до наших дней

2 августа 2021, 13:59Статьи

В этом году работники железнодорожных магистралей страны отмечают профессиональный праздник 1 августа. Как он появился, почему о нём забыли почти на 20 лет, и когда сеть дорог начала развиваться на Ставрополье — читайте в нашем материале.

В конце 19 века Россия вышла в число мировых лидеров по количеству железнодорожных магистралей. Они протянулись на Урал, в Среднюю Азию и Кавказ. Самая дальняя ветвь — Транссибирская, которую начали строить в 1891 году, а завершили в 1916-м. Она пролегла на семь тысяч километров от Владивостока до Миасса. Сейчас её длина составляет 9,2 тысячи километра. 
Сеть железных дорог начала развиваться в середине XIX века при императоре Николае I. Он выпустил Указы о строительстве  Царскосельской, Петербурго-Московской и Петербурго-Варшавской линий. К 100-летию монарха его правнук Николай II утвердил первый профессиональный праздник — День железнодорожника. Его отмечали до 1918 года. 
После революции большевики отменили все царские торжества, и День железнодорожника также был забыт почти на 20 лет. Традиция возобновилась в 1936 году. С тех пор за ним закрепилось первое воскресенье августа.
Как развивалась железнодорожная сеть на Ставрополье
В 1875 году открыли Владикавказскую железную дорогу. Ветка проходила через Ростов, Кавказскую, Армавир, Минеральные Воды и Владикавказ. Линия шла в стороне от центра Ставропольской губернии. 
К слову, первый паровоз к перрону «Ставрополь» пришёл в 1897 году. Как и сейчас, в то время регион был одним из основных производителей зерна. Железнодорожная магистраль была жизненно необходима для транспортировки хлеба к черноморским портам. 
Развитие железнодорожных сетей продолжается и сейчас. В планах создать пути со скоростными поездами между Ставрополем и Кисловодском. Дорожа пройдёт мимо Минеральных Вод, Кисловодска и аэропорта. Первые составы на этом маршруте появятся не раньше 2026 года.
Также в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года разрабатывается проект железнодорожной ветки между Ставрополем и Невинномысском. Протяжённость путей составит 53 километра, работы будут проводить после 2025 года.
 Как сегодня отмечают железнодорожники 
125-летие профессионального праздника железнодорожники Северо-Кавказской магистрали отметят традиционным благотворительным забегом «Достигая цели». Он пройдёт с 1 по 8 августа. 
Из-за пандемии мероприятие перенесли в  онлайн-формат. Все средства, вырученные от сбора регистрационных взносов, поступят в благотворительный фонд «Линия жизни», который помогает тяжелобольным детям.
Собранные деньги направят на лечение 4-летнего Максима Лаптийчука из Краснодара. Ему требуется долгосрочное восстановление после перинатальной энцефалопатии.
В программе — взрослые забеги на 1520 метров и 5 километров, а также детский забег на 500 метров.
Участники получат эксклюзивные медали, банданы и памятные футболки, а также смогут поиграть в лотерею и выиграть главный приз. Три победителя будут выбраны случайным образом.  
Ежегодно собранные средства благотворительного забега идут на лечение тяжелобольных детей. За последние пять лет железнодорожники передали в фонд «Линия жизни» более 24 миллионов рублей.