пт, 29 март
15:52
+18 °С, ясно

Информация из пробирки

6 августа 2018, 09:00Статьи
Фото:

Ежегодно в России проводится более 270 миллионов лабораторных исследований, их объём ежегодно растёт. Каждый анализ — это сложная многоэтапная процедура, каждый результат — ценнейшие данные о здоровье населения. Как управлять такими огромными потоками данных?

Данные без потерь 
Сбор, хранение и анализ больших объёмов информации — один из основных механизмов управления экономическими и социальными процессами в современном мире. Недаром этап развития социума образца первой четверти 21 века получил название «информационного общества». Технологии структурирования больших объёмов данных — это достижение человечества. Впервые в истории мы можем принимать управленческие решения, основываясь не на абстрактных гипотезах об общем благе, а оценивая реальные показатели.  
Большие данные начинаются с малых. Чтобы построить систему анализа информации, надо обеспечить их качественный сбор на первичном уровне. В здравоохранении таким первым звеном можно считать диагностические лаборатории. В России 71,1% лабораторных исследований проводится за счёт системы обязательного медицинского страхования (ОМС), остальные 27,8% — платно. Анализы проводятся в государственных и частных учреждениях, в крупнейших медицинских центрах и глубинке. Как собрать всю эту информацию и сделать её источником данных?  
Сейчас за сбор сведений о результатах клинических исследований отвечает медицинская статистика. Медучреждения отчитываются о своих действиях и полученных результатах анализов. Но насколько объективна и полна эта информация? Не теряется ли часть данных при передаче отчётов «наверх» по инстанциям?  
Сбор информации в автоматическом режиме позволяет избежать потери данных из-за невнимательности или ошибки персонала. Чтобы запустить этот процесс, в медицинских учреждениях нужны лабораторные информационные системы (ЛИС). 
Как устроена ЛИС? Это программное обеспечение, которое обеспечивает учёт всех входящих, внутренних и исходящих потоков информации в лаборатории. Система располагает базой данных о пациентах, сведениями о врачах, учитывает количество реагентов, затраченных на исследование, и может сигнализировать о том, что они заканчиваются на складе. В неё заводятся данные о назначенных исследованиях. Она может быть интегрирована с системой электронной очереди, чтобы лучше контролировать потоки пациентов и нагрузку на процедурный кабинет. А направленный на анализы человек гораздо с большим удовольствием придёт к назначенному времени, чем простоит неопределённое количество минут или даже часов в живой очереди.  
 
Больше времени на пациентов 
В Ставропольском крае действует постановление регионального правительства «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов». Из него следует, что жители края должны ожидать проведения инструментальных и лабораторных исследования не более 14 дней с момента их назначения. А некоторые льготники — не более 10 дней. Это условие повышает требования к организации работы лабораторных отделений. Производительность труда в них должна обеспечиваться на достаточно высоком уровне. Нельзя допускать перегрузки процедурных кабинетов и врачей-диагностов, иначе в установленные сроки можно и не уложиться. ЛИС помогает решить эту задачу, автоматизируя процессы в лаборатории.  
Экономия времени и повышение производительности труда персонала происходит за счёт автоматического движения информации по системе. Каждое направление регистрируется и учитывается не в бумажном, а в электронном виде. Система может печатать штрих-коды для маркировки пробирок с биоматериалом. Она также собирает данные от автоматических анализаторов или предлагает удобные формы для введения результатов исследований, выполненных вручную.  
Какие плюсы находят в лабораторных информационных системах медучреждения, которые уже внедрили их? В одном из отзывов описаны следующие результаты:  
  • автоматическая нумерация каждого анализа и возможность ведения единой нумерации в течение года; 
  • формализация бланков заключений — был разработан электронный и бумажный бланк заключений, который генерируется автоматически; 
  • из системы можно выгружать отчёты для статистической обработки данных с необходимыми учреждению параметрами; 
  • как итог — создание электронной базы данных, упрощение принципа ведения архива, сокращение ошибок и временных затрат на всех этапах.  
Перспективы информатизации российской сферы здравоохранения зафиксированы сразу в двух национальных проектах: «Здоровье» и «Цифровая экономика». Постепенно у медицинских учреждений появятся автоматизированные системы учёта информации, которые затем будут интегрированы в единую на уровне государства. Поэтому одно из важных требований к ЛИС — чтобы она могла совмещаться с базами данных более высокого уровня. Со временем это избавит медицину от значимой части внутренней бумажной работы, позволит более эффективно прогнозировать загрузку учреждений, нагрузку на врачей, закупку препаратов и реактивов. Польза от этого очевидна: чем меньше врачи тратят времени на отчётность и бумажную работу, тем больше времени у них остаётся на пациентов.